четверг, 28 сентября 2017 г.

Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности

Каждому педагогу известна такая ситуация: студент может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован… Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию обучающихся, как увлечь их познанием нового? Все наши замыслы превращаются в прах, если у студента нет желания учиться. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Она актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов.
Педагог должен уметь вызвать у обучающихся это желание учиться, а это значит, что он должен формировать у них соответствующую мотивацию.
Разберемся, что такое «мотив» и «мотивация»?
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.
Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация - побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Что снижает мотивацию?

Существует много различных причин снижения мотивации в учении. Причинами снижения мотивации, зависящими от педагога, являются неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающий перегрузку обучающихся; не владение современными методами обучения и их оптимальным сочетанием, неумение строить отношения с обучающимися и организовывать взаимодействия их друг с другом; педагог на уроке слишком строг, дает сложные задания и не создает ситуации успеха; завышенные требования без учёта возможностей.

Другие причины спада мотивации:

1.   У обучающихся наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2.   Отношение студента к педагогу.
3.   Отношение педагога к студенту.
4.   Снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5.  Умственное развитие обучающегося.
6.   Непонимание студентом цели учения, отсутствие ответственности.
7.   Страх перед учением. 
8. Недостаток любви со стороны окружающих.
9. Неблагополучие в семье.
10. Отсутствие чёткой организации жизни.
11. Когда нет интереса к учебной дисциплине, нет и желания учиться.
12. Слишком долгое общение с компьютером, телефоном.

Как разрешить проблему отсутствия мотивации?

Пути разрешения проблемы мотивации

Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать.
Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию обучающихся.

Мотивация или стремление обучающегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание.
Важно понять, что:
- мотивация - не врожденное, а приобретенное качество;
- путь развития мотивации – это профессионализм и мастерство педагога.

Поэтому педагог должен хорошо знать методы и приемы, которые способствуют росту мотивации обучающихся и их желания учиться, а также уметь эти методы применять на практике.

Разберем ситуации, которые помогают повысить мотивацию обучающихся на уроках.

IУровень озабоченности (стремление добиться успеха в учебе)

·                     Умеренная озабоченность стимулирует усилия к учебе. Когда нет озабоченности, обучающийся плохо занимается или вообще не занимается. Но когда озабоченность слишком велика, то на учебу вообще не остается энергии.
Типичные эпизоды:
а. Вы стоите рядом со студентом, который не участвует в уроке, и тем самым повышаете его беспокойство; или, наоборот, отходите от слишком озабоченного студента, чтобы снизить уровень его тревоги.
б. Вы грозно объявляете: «Эта тема будет в контрольной работе» или, наоборот, подбадриваете студентов: «Этот раздел труден для усвоения, но по мере его изучения вы почувствуете, что дело пошло».
в. Вы проводите контрольную на отметку или устраиваете тест и тут же даете правильные ответы, чтобы обучающиеся могли сами проверить свои знания.
г. Вы объявляете: «Это трудный раздел; вам надо сосредоточиться и изрядно попотеть», или наоборот: «Да, это трудная тема, но мы будем работать над ней несколько дней, чтобы дать вам возможность основательно выучить ее».
д. Вы даете «решающий» экзамен, который определит итоговую оценку, либо вы даете множество мини тестов, где одна низкая оценка не скажется на итоговом результате.

II. Палитра эмоций и чувств

От того, как чувствует себя обучающийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Обучающиеся склонны вложить наибольшие усилия в свою учебу в те моменты, когда учебная ситуация приятна для них и когда они предвидят, предвкушают успех.
Здравый смысл и результаты научных исследований требуют от нас создавать приятную атмосферу на уроке, чтобы предоставить обучающимся максимальную возможность для успеха.

Негативные чувства тоже активизируют обучающегося, побуждают его к действиям. («Если ты не будешь заниматься на уроке, тебя ждут неприятности!»). Но! Хотя эти чувства стимулируют обучающегося к активным действиям, они порой вызывают нежелательные побочные осложнения.
Обучающийся может приложить больше стараний на этом уроке, но затем будет избегать преподавателя, который заставил его пережить неприятные минуты, и его уроков.

Старайтесь напомнить обучающемуся о приятных моментах после того, как он преодолеет трудности:

·                     «Я действительно оказывал на тебя сильное давление, но ты блестяще справился с ситуацией».
·                     «Хотя тебе с трудом давался этот материал, в конце концов, ты его хорошо усвоил».
·                     «Я знаю, ты злился на меня за те требования, которые я предъявлял к тебе, но ты можешь гордиться своими достижениями».
·                     «Многие из вас приуныли и уже хотели сдаться, но, в конце концов, ваше упорство было вознаграждено».

Нейтральные чувства (не радостные и не раздражающие) не способствуют мотивации. Однако они бывают полезны для ликвидации непродуктивной или неприятной ситуации, чтобы затем, спустя какое-то время вернуться к тому же материалу с более приятным настроем, например:
·                     «Да, все устали, всем надоело; поэтому давайте оставим этот материал сегодня и поработаем над ним в другой раз со свежей головой».
·                     «Не огорчайтесь, если вы что-то не поняли; это не повлияет на вашу оценку. Теперь вы знаете, над чем вам надо заниматься».
·                     «Это наша первая попытка; поэтому не огорчайтесь, если вы не все поняли. Вам надо будет повторить несколько раз этот материал, чтобы хорошо запомнить его».

Наша профессиональная задача определить, какие чувства наиболее продуктивны для ваших студентов - приятные, неприятные или нейтральные, какие из них побудят их полнее мобилизовать свои силы на учебу. Ни одна из разновидностей чувств не является универсально продуктивной.

III. Успех

·                     Чтобы почувствовать себя преуспевающим, надо приложить усилия, испытывая при этом некоторую неуверенность в конечном результате своих действий. Мы не чувствуем успеха, когда прилагаем мало усилий для достижения цели.

Способы ситуаций успеха

1. Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих:
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».
2. Авансирование успешного результата помогает педагогу выразить свою убежденность в том, что его студент обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает обучающемуся уверенность в своих силах и возможностях:
«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
«У вас обязательно получится…»
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
3. Скрытое инструктирование обучающегося в способах и формах совершения деятельности помогает ему избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания:
«Возможно, лучше всего начать с…»
«Выполняя работу не забудьте…»
4. Внесение мотива показывает ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения:
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
5. Персональная исключительность обозначает важность усилий обучающегося в предстоящей или совершаемой деятельности:
«Только ты и мог…»
«Только тебе я и могу доверить…»
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение побуждает к выполнению конкретных действий:
«Нам уже не терпится начать работу…»
«Так хочется поскорее увидеть…»
7. Высокая оценка детали помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали:
«Тебе особенно удалось то объяснение…».
«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»
«Наилучшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

IV. Интерес

Главный принцип: используйте новизну и яркость впечатлений, чтобы привлечь обучающихся к учебе, а не отвлекать их от нее. Ничто не остается долго «новым»; очень скоро обучающийся перестает реагировать на «новизну».
Метод стимулирования занимательностью - это введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе математики это могут быть примеры типа «математика в быту», «математика в профессии» и другие. Подбор таких занимательных фактов вызывает неизменный отклик у обучающихся. Нужно им поручать самостоятельно подбирать такие примеры.
Но создание на уроках ситуации занимательности должно вводить обучающегося в проблему, а не уводить от нее — в этом отличие подлинных познавательных эмоций от эмоций развлекательного, побочного характера.
Опыт показывает, что одной из причин напряженности, влекущей за собой снижение мотивации, в отношениях между обучающимися и педагогами является несовпадение интересов.
В общении с обучающимися педагог обычно использует модальности «Вы должны», «Вы обязаны», «Нам нужно»; в то время как по отношению к себе он использует модальности «Я могу», «Я имею право» и др.
На уровне использования модальностей возникает конфликт: обучающийся ощущает, что у него нет прав, одни обязанности, а взрослый имеет права, в том числе право требовать.

Способы повышения мотивации

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.
«Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор»
... Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили обучающимся необходимость изучения этой темы?
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили обучающимся эту тему?
«Фантазёр»
На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
- Вот видите, как важно...
«Кумир»
На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
«Профи»
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у обучающихся эмоциональный отклик - отношение к этой теме. Это можно сделать, опираясь на жизненный опыт студента.
- Что вы уже знаете об этой теме?
- Подберите примеры об этом или на эту тему....
- Вот видите! В вашей памяти это уже хранится! Значит это нужно!

Как похвалить обучающегося: 10 правил эффективной похвалы.
«Если вы не знаете, за что похвалить студента, придумайте это!» - такой незамысловатой рекомендацией психиатра и психотерапевта В. Леви должен вооружиться каждый педагог. Как правильно похвалить студента? Предлагаем вместе разобраться в этом вопросе.   

Ценность похвалы педагога

Начнем с того, что хвалить обучающегося нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания обучающегося, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение педагога способно творить чудеса! Вода, попавшая на увядающий цветок, действует так же, как и доброе слово педагога на обучающегося, который нуждается в его поддержке и внимании.
Главная функция похвалы – передать искреннюю веру педагога в возможности своего студента. А ведь каждый обучающийся нуждается в положительной оценке и одобрении своей деятельности и достижений. Только так можно убедить обучающегося учиться, и учиться с удовольствием. Задача педагога – постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих воспитанников.

Золотые правила похвалы педагога
Как похвалить обучающегося на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Для этого педагогу важно соблюдать следующие правила:


1.    Хвалите за старательность!
Хвалить обучающегося нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой. 
1.                Хвалите действия, а не личность!
В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям обучающегося, а не оценить его личность. В противном случае у него может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение.
3.    Четко обозначайте, за что хвалите!
Важно, чтобы студент понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности. Например, при желании похвалить обучающегося на уроке можно обратить внимание на то, чему конкретно он научился на уроке. Старайтесь подчеркнуть сложность задачи, успешно выполненной студентом.
4.    Хвалите в меру и по делу!
Похвала педагога должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других обучающихся. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает студента к дешевому успеху. Обучающийся, которого хвалят за каждую мелочь, подсознательно ожидает одобрения практически каждого своего действия. А когда не получает его, искренне недоумевает. К тому же похвала без меры – прямой путь к зазнайству, причина возникновения лени и безразличия к другим предметам. 
5.    Хвалите не только «любимчиков»!
В каждой учебной группе не обходится без неформальной иерархии, на основании которой считается, что одни обучающиеся достойны похвалы в большей степени, нежели другие. Как же хвалить своих воспитанников, которые не пользуются популярностью у одногруппников? Настойчивая похвала в их адрес может только ухудшить к ним отношение группы. Важно таких обучающихся обоснованно поддерживать, обращать внимание на их успехи в учебной и внеурочной деятельности. Для похвалы своих «любимчиков» педагогу желательно выбирать наиболее подходящий для этого момент. 
6.    Останавливайтесь на хорошем!
Как легко с помощью словесного одобрения педагогу удается повысить самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Например, если учитель захотел похвалить школьника на уроке математики за интересное решение одной задачи, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась. Неудачный пример похвалы: «Молодец! Ты решил эту задачу необычным способом! А на остальные примеры даже смотреть не хочется!» В данном контексте последнее предложение не должно было прозвучать из уст педагога.
Похвала педагога не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте. Похвалив обучающегося, не стоит через некоторое время разубеждать его в значимости этого личного достижения.
Кстати, не менее важно учить родителей правильно хвалить своих детей.
7.    Не противопоставляйте одного студента всей группе!
Нельзя хвалить одного студента, если его не поддерживает группа.  Даже если он поступил правильно. К примеру, как похвалить студента, если он один выполнил задание? Лучше всего сделать это наедине с ним. Ведь похвала перед всей группой (хоть и вполне заслуженная) в этом случае способна породить у одногруппников не столько зависть, сколько агрессию. А ведь этот студент ни в чем не виноват! 
8.    Хвалите без сравнений!
Важно, чтобы похвала педагога была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества студента с достижениями сверстников. Не говорите, что Федор молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем Иван или Николай.
9.    Подкрепляйте похвалу!
Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью. 
10.    Запаситесь «Я-посланиями»!
Более действенной является та похвала, при выражении которой педагог использует «Я-послание». Например, похвалить студента можно так: «Я очень рада, что тебе удалось решить это непростое задание». Такая похвала способствует сближению педагога и его воспитанников.
Похвала – очень действенный, важный и тонкий инструмент в правильном воспитании детей. Разумная похвала педагога и родительская похвала связана с разумными ожиданиями, и большинству обучающихся удастся их оправдать. Педагогу важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для обучающегося – заслуженная и умеренная. Ищите повод похвалить своих воспитанников, и вы обязательно его найдете!

Значительное влияние на развитие мотивации учения могут и должны оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы:
·                     интересоваться делами, учебой своего ребенка;
·                     помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
·                     объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);
·                     чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.


Комментариев нет:

Отправить комментарий